Новости Комитета

Рост жалоб населения на услуги ЖКХ требует усиления надзора и пересмотра подходов к профилактике нарушений – В. Зобнев

В СФ прошел круглый стол«Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг».


Председатель Экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей при Комитете СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, заместитель председателя Комитета СФ Виктор Зобнев Зобнев
Виктор Викторович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края
Зобнев Виктор Викторович
провел круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг», организованный Комитетом СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Смотрите также

Открывая мероприятие, Виктор Зобнев подчеркнул, что надежное обеспечение коммунальными услугами стало вопросом национальной безопасности. По его словам, за последние три года количество обращений граждан в региональные органы контроля выросло на 40%, что требует не только усиления надзорных механизмов, но и пересмотра подходов к профилактике нарушений.

Парламентарий обратил внимание на необходимость обеспечения прозрачности тарифообразования и механизмов обратной связи между поставщиками услуг и населением. Он напомнил, что действующее законодательство уже предусматривает инструменты защиты. «Потребитель вправе требовать перерасчета платы за некачественные услуги, вплоть до полного освобождения от оплаты в период простоя».

Заместитель директора департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя РФ Дмитрий Нифонтов рассказал о мерах, направленных на совершенствование работы отрасли. «Разработан проект нормативного документа об обязательном оборудовании внутридомовых систем водоснабжения точками отбора проб воды. Это позволит точно определить, нарушено ли качество воды по вине ресурсоснабжающей организации или из‑за ненадлежащего содержания внутридомовых сетей». Он добавил, что в перспективе такие точки могут быть автоматизированы для оперативного реагирования на аварии и перерасчета платы за некачественные услуги.

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»
Сергей Перминов
Виктор Зобнев
Наталья Хорова
Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»
Николай Ежов
Василий Голубев
Вячеслав Григорьев
Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»
Евгения Уваркина
Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»
Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»
Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»
Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»
Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»
Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»
Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

1 из 17

Сергей Перминов

2 из 17

Виктор Зобнев

3 из 17

Наталья Хорова

4 из 17

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

5 из 17

Николай Ежов

6 из 17

Василий Голубев

7 из 17

Вячеслав Григорьев

8 из 17

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

9 из 17

Евгения Уваркина

10 из 17

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

11 из 17

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

12 из 17

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

13 из 17

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

14 из 17

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

15 из 17

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

16 из 17

Круглый стол на тему «Защита прав потребителей при предоставлении коммунальных и связанных с ними услуг»

17 из 17

Дмитрий Нифонтов затронул также проблему прозрачности в управлении многоквартирными домами. «Сейчас и потребители, и управляющие компании часто не понимают, какие именно работы должны выполняться. Мы разрабатываем новую концепцию управления, включающую стандарты содержания общего имущества и текущего ремонта», – объяснил он, напомнив, что с 2026 года управляющие организации обязаны будут публиковать в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства детальные отчеты, включая информацию о нарушениях и перерасчетах.

Заместитель руководителя Ростехнадзора Вадим Сергеев осветил ситуацию с лифтами – одним из самых острых вопросов в сфере ЖКХ. «Сегодня в системе надзора находятся 595 тысяч лифтов, из них 71 тысяча требует замены. Ключевая проблема – отсутствие регулирования рынка обслуживания. Предлагаем ввести лицензирование или саморегулирование для компаний, обслуживающих лифты. Это повысит качество монтажа и ремонта, а также ответственность перед жильцами». Он также сообщил о разработке единой цифровой платформы для отслеживания лифтов по принципу «от завода до демонтажа», которая станет основой для планирования замен.

Начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков указал на системные трудности, затрудняющие защиту прав граждан. «Простому человеку разобраться во всех хитросплетениях правового регулирования крайне сложно. Мы видим это по жалобам граждан. Особенно остро стоит вопрос с пожилыми людьми, которые не могут освоить цифровые сервисы ЖКХ. Кроме того, в коттеджных поселках часто возникает монополия управляющих компаний». Он также считает необходимым проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий в сфере жилищного надзора.

Заместитель начальника Управления регулирования ЖКХ ФАС РФ Сурен Оганесян рассказал о механизмах защиты от необоснованного роста платежей. «Жилищный кодекс закрепляет двухуровневую систему защиты граждан: губернаторы устанавливают индексы платы за ЖКУ на муниципальном уровне, а региональные индексы согласуются с прогнозом социально-экономического развития. ФАС России контролирует соблюдение этих норм. По текущим данным, превышений установленных индексов в стране нет».

Заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС РФ Яна Склярова обратила внимание на злоупотребления в части информирования граждан. «Часто граждане получают фальшивые листовки якобы от официальных органов, а также информацию в платежках, воспринимаемую как обязательные уведомления. Однако борьба со «спамом» в подъездах остается зоной ответственности управляющих компаний, и здесь требуется активное взаимодействие всех сторон».

В круглом столе приняли участие сенаторы РФ, представители федеральных и региональных органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций в сфере ЖКХ.