Сенаторы РФ и представители Россельхозконтроля обсудили правоприменительную практику по видам контрольной (надзорной) деятельности.
Председатель Комитета Совета Федерации
по Регламенту и организации парламентской деятельности, председатель Комиссии
СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля в РФ Вячеслав
Тимченко
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
провел совещание на тему «Правоприменительная практика по видам
контрольной (надзорной) деятельности, осуществляемой Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (Россельхознадзор). Дискуссия прошла
на площадке аналитического центра Министерства сельского хозяйства РФ.
Он напомнил, что служба осуществляет три вида контроля в области ветеринарии, и пять – в сфере растениеводства. При этом от эффективности работы Россельхознадзора зависит устойчивое развитие аграрного сектора России, здоровье населения, гарантия продовольственной безопасности и поддержание экологического баланса в стране, считает сенатор.
В Совете Федерации, сказал Вячеслав Тимченко, вопросам совершенствования контроля уделяется особое внимание. Для координации работ с Минэкономразвития, оказания содействия контрольным органам на федеральном, региональном, муниципальном уровнях в СФ создана Комиссия по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного и муниципального контроля. Такое непосредственное взаимодействие помогает донастроить новую систему контроля.
Вячеслав Тимченко напомнил, что в конце 2024 года в Закон о контроле №248-ФЗ внесены системные изменения, направленные на выполнение поручения Президента РФ о проведении большинства проверок на основе риск-ориентированного подхода, а также на реализацию Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года. «Теперь плановые проверки проводятся только на высоко рискованных объектах. По остальным категориям – обязательный профилактический визит, когда можно выдавать предписания и нельзя штрафовать», — сказал председатель Комитета, отметив также расширение сферы действия профилактики.
Сенатор высоко оценил то, как Россельхознадзор внедряет и применяет информационные технологии. «Действует система полной прослеживаемости животноводческой продукции, искусственный интеллект используется в области фитосанитарного надзора, учета пестицидов и агрохимикатов».
Вместе с тем первый заместитель
председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин
Митин
Сергей Герасимовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Новгородской области
подчеркнул, что на рынке присутствует продукция, реализуемая на основании
многочисленных деклараций о соответствии, оформленных с нарушениями, зачастую
без проведения необходимых исследований (испытаний). «В прогрессии растет число
деклараций, действие которых систематически прекращается или приостанавливается
Россельхознадзором. Только на зерно в 2020 году их было порядка 2,5 тысяч, в 2024 году – около 24 тысяч», — подчеркнул сенатор.
Сергей Митин акцентировал внимание на глубинных проблемах в системе декларирования. В качестве примера он привел стандарты максимально допустимого уровня остатков пестицидов в пищевой продукции (МДУ), установленные различными документами, как в сфере гигиены, так и в технического регулирования. «Документы содержат противоречия между собой, а международные стандарты жестче российских в десятки раз, что может рассматриваться как сдерживающий фактор развития аграрного экспорта», — заявил он.
Первый заместитель председателя Комитета СФ также обозначил ряд проблем. Он напомнил, что декларации о соответствии на сельхозпродукцию, в частности, на зерно или фрукты, в соответствии с требованиями Технического регламента ЕАЭС, выдаются на серийное производство сроком до 5 лет. При этом гарантировать однородность производства, безопасность и качество сельхозпродукции на такой срок не представляется возможным.
«В соответствии с требованиями Технических регламентов ЕАЭС лабораторные испытания сельхозпродукции, так же как и пищевой, могут проводиться как в аккредитованных Росаккредитацией лабораториях, так и неаккредитованных. Парадоксально, эти лаборатории не аккредитованы, не контролируются Росаккредитацией, но имеют право выдавать протоколы испытаний», — рассказал Сергей Митин.
В связи с этим сенатор предложил совершенствовать систему декларирования. В частности, внести изменения в технические регламенты ЕАЭС о недопущении проведения испытаний в неаккредитованных лабораториях, а также пересмотреть подходы к срокам декларирования сельскохозяйственной продукции и снизить их до 1 года.
По мнению Сергея Митина, необходимо нормативно закрепить полномочия органов власти за ведение контроля и надзора посредством информационных систем, а также ответственность пользователей за представление информации.
В ходе совещания выступил руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт с информацией о работе ведомства в рамках риск-ориентированного подхода, приоритетных направлениях деятельности, а также с предложениями по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарного и фитосанитарного надзора.
В дискуссии участвовали сенаторы РФ, директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития РФ Александр Вдовин, представители Россельхознадзора, Генеральной прокуратуры РФ, исполнительных органов власти Российской Федерации и бизнес-сообществ.
По словам Вячеслава Тимченко, все озвученные предложения будут обобщены, проанализированы и использованы в работе Комиссии СФ, а также направлены в профильное министерство. Протокол по итогам мероприятия представит «дорожную карту» по решению проблем, озвученных участниками.