Новости Комитета

Практику внедрения риск-ориентированного подхода для видов регионального государственного контроля (надзора) рассмотрели в СФ

Особое внимание предстоит уделить совершенствованию законодательства в этой сфере на региональном и муниципальном уровнях, подчеркнул В. Тимченко.


Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности провел «круглый стол» на тему «Практика внедрения риск-ориентированного подхода для видов регионального государственного контроля (надзора)».

Смотрите также

Модератором мероприятия, которое состоялось в режиме видеоконференции, выступил заместитель председателя Комитета СФ Александр Савин. Савин
Александр Александрович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Калужской области
Савин Александр Александрович

Как подчеркнул председатель Комитета СФ, глава Временной комиссии СФ по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ Вячеслав Тимченко, Тимченко
Вячеслав Степанович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
Тимченко Вячеслав Степанович
в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности завершен этап создания ее правовых основ. «Нам предстоит проанализировать, насколько эффективными были решения, как работают законы и нормативные документы, принятые Правительством, министерствами и ведомствами».

Сенатор отметил, что особое внимание предстоит уделить совершенствованию законодательства на региональном и муниципальном уровнях. «До 1 декабря 2023 года мы должны полностью завершить реформу с принятием всех нормативных актов».

Вячеслав Тимченко обратил внимание, что задача реализации поручений Президента переходит к регионам и муниципальным образованиям. «Там есть много вопросов, которые требуют разъяснения, трактовки, оказания технологической и консультационной помощи», — сказал он.

Александр Савин отметил, что работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности в органах государственной власти и органах местного самоуправления продолжается. Принятыми федеральными законами «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», а также законом-спутником, обеспечившим осуществление контрольных полномочий в рамках единого подхода, заложены необходимые законодательные основы.

Парламентарий остановился на приоритетных направлениях проводимой реформы. Это профилактика, курс на предотвращение нарушений обязательных требований. Цифровизация, обеспечивающая прозрачность взаимодействия контролеров и контролируемых лиц. Новая система оценки деятельности органов контроля, которая во главу угла ставит уровень защиты охраняемых ценностей и минимизацию ущерба в сфере общественных отношений. Управление рисками – механизм, определяющий частоту контрольных мероприятий в зависимости от уровня риска объекта контроля.

Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
Вячеслав Тимченко
Александр Савин
Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
Сергей Березкин
Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
Александр Новьюхов
Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
Александр Башкин
Александр Пронюшкин
Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
Вячеслав Наговицын
Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

1 из 16

Вячеслав Тимченко

2 из 16

Александр Савин

3 из 16

Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

4 из 16

Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

5 из 16

Сергей Березкин

6 из 16

Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

7 из 16

Александр Новьюхов

8 из 16

Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

9 из 16

Александр Башкин

10 из 16

Александр Пронюшкин

11 из 16

Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

12 из 16

Вячеслав Наговицын

13 из 16

Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

14 из 16

Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

15 из 16

Круглый стол Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

16 из 16

«Теперь частота проверок должна соответствовать уровню риска объекта контроля. Орган должен проанализировать каждый объект с точки зрения потенциальной опасности, распределять объекты по категориям риска», — сказал сенатор.

Он отметил, что критерии риска в соответствии с законом о госконтроле должны учитывать тяжесть причинения вреда охраняемым законом ценностям, вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда охраняемым законом ценностям, добросовестность контролируемых лиц. В обязательном порядке теперь в каждом виде контроля должна быть категория низкого риска, в отношении которой в принципе плановый контроль не проводится.

По словам Александра Савина, для принятия решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия контрольные органы разрабатывают индикаторы риска нарушения обязательных требований, под которыми понимается соответствие или отклонение от параметров. При этом сами по себе отклонения не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения ущерба охраняемым законом ценностям.

Парламентарий сообщил, что в Совет Федерации в рамках парламентского контроля по итогам 4 квартала 2021 года поступила информация о ходе принятия необходимых подзаконных актов. По отдельным видам контроля эти показатели уже утверждены, отдельные ведомства должны утвердить индикаторы до конца июля 2022 года. «Это важнейшие элементы механизма управления рисками».

Александр Савин указал, что с 1 марта 2022 г. риск-ориентированный подход в части плановых контрольных мероприятий применяется для 64 видов федерального государственного контроля. В 36 видах федерального государственного контроля плановые контрольные мероприятия не проводятся.

«Новый этап реформы контрольно-надзорной деятельности – переход на региональный и муниципальный уровни», — пояснил законодатель. .

Как подчеркнул статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев, внедрение риск-ориентированного подхода является одной из ключевых тем для новой модели контроля. Указанные законы разрабатывались при участии Совета Федерации. «Уже есть первые результаты внедрения системы оценки управления рисками. Так, общее количество проверок снизилось более чем на 50 процентов по сравнению с 2019 годов с 1 млн 500 тысяч проверок в 2019 году до 741 тысячи в 2021 году. После вступления в силу с 1 января 2022 года закона о контроле для регионального и муниципального уровня система управления рисками должна заработать и на региональном и муниципальном уровнях.

В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители федеральных и региональных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры, эксперты.