Отчеты

Отчет о работе Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности за 2011 год

В соответствии с постановлением Совета Федерации от 9 ноября 2011 года № 439-СФ Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности (далее – Комитет) является правопреемником Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. Соответственно в течение первых десяти месяцев 2011 года работа проводилась в рамках указанных комиссий.

Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

Работа Комиссии по Регламенту и организации парламентской деятельности (далее – Комиссия по Регламенту) в течение первых десяти месяцев 2011 года осуществлялась в соответствии с Планом работы, разработанным на основании планов мероприятий Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии 2011 года по следующим основным направлениям:

  • законодательная деятельность в соответствии с вопросами ведения Комиссии;
  • совершенствование регламентных норм, а также иных правовых актов Совета Федерации, регулирующих вопросы организации парламентской деятельности палаты;
  • предварительное рассмотрение вопросов о составе Совета Федерации;
  • предварительное рассмотрение вопросов награждения граждан и организаций наградами Совета Федерации;
  • информационно-аналитическая деятельность.

За данный период для обеспечения работы пленарных заседаний палаты было проведено 21 заседание Комиссии, на которых было рассмотрено 80 вопросов.

Законотворческая деятельность

В соответствии с Регламентом Совета Федерации к вопросам ведения Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности относятся вопросы законодательного обеспечения порядка формирования Совета Федерации и статуса его членов.

Выполняя планы сопровождения в Совете Федерации программ законопроектной работы Государственной Думы в период весенней и осенней сессий 2011 года, Комиссией по Регламенту было обеспечено рассмотрение федеральных законов, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства о порядке формирования Совета Федерации и статуса его членов.

Комиссия по Регламенту являлась ответственной за рассмотрение в Совете Федерации Федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“, предоставившего право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации избирать (назначать) своих представителей в Совет Федерации также из числа депутатов Государственной Думы. В ходе рассмотрения проекта данного федерального закона, внесенного депутатами Государственной Думы (проект № 481133–5), Комиссией по Регламенту отмечалось, что, исходя из равенства статуса членов Федерального Собрания Российской Федерации необходимо предоставление аналогичного права членам Совета Федерации.

Поэтому весьма позитивно членами Комиссии по Регламенту было воспринято внесение Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателем Государственной Думы Б. В. Грызловым законодательной инициативы, направленной на урегулирование этой проблемы. Данным законом предусматривается, что в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть пролонгированы полномочия действующего члена Совета Федерации — представителя в Совете Федерации от того же органа государственной власти. Комиссия Совета Федерации по Регламенту была ответственной за рассмотрение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“ (проект № 594791–3) на всех стадиях законодательного процесса.

Работа членов Комиссии по этим федеральным законам проводилась в тесном взаимодействии и сотрудничестве с комитетами Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству; по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

***

В отчетный период Комиссией была проведена работа по экспертному сопровождению следующих законопроектов, рассмотренных Советом Государственной Думы, а также принятых Государственной Думой в первом чтении:

  • проект федерального закона № 534745–5 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона „О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“ (об информировании представительного органа об избрании (назначении) члена Совета Федерации);
  • проект федерального закона № 315329–5 „О парламентском контроле в Российской Федерации“;
  • проект федерального закона № 394026–5 „О внесении изменений в Федеральный закон „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (о совершенствовании социальных гарантий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы);
  • проект федерального закона № 603450–5 «О внесении изменения в статью 39 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (по вопросу реализации права на бесплатный проезд помощников депутата Государственной Думы).

По результатам рассмотрения законопроектов на заседаниях Комиссии в профильные комитеты Государственной Думы были направлены обращения, содержащие отзывы, замечания, предложения и поправки.

Концепции следующих законопроектов не были поддержаны Комиссией Совета Федерации по Регламенту:

  • № 493959–5 «О внесении изменения в статью 35 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (по вопросу возмещения расходов, связанных с деятельностью депутатов Государственной Думы);
  • № 373674–5 „О внесении изменения в статью 19 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (о включении гражданско-правовой ответственности в перечень видов ответственности, по которым за определенные законом действия депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не может быть привлечен к ответственности)“;
  • № 380724–5 „О внесении изменений в статью 6 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (о запрете на занятие членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы любой оплачиваемой деятельностью и на владение ценными бумагами)“;
  • № 420372–5 „О внесении изменения в статью 14 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (о дополнении перечня лиц, которые обязаны давать ответ на запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы)“;
  • законопроект № 455474–5 „О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в части уточнения ограничений для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации) был снят с рассмотрения.

Следует отметить, что данные законопроекты Государственной Думой в первом чтении приняты не были.

В рамках проводимой в Совете Федерации работы по противодействию коррупции, членами Комиссии по Регламенту был разработан и внесен в Государственную Думу законопроект № 464653–5 о порядке предоставления федеральным парламентарием и членами его семьи сведений о доходах. Положения данного законопроекта нашли отражение во вступившем в силу Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», проект которого № 539159–5 был инициирован Президентом Российской Федерации.

***

Комиссия по Регламенту продолжила участие в работе Совета Федерации по совершенствованию правовых основ деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. В отчетный период был рассмотрен проект модельного законодательного акта «Об осуществлении нормотворческих процедур на основе автоматизированной системы подготовки нормативных актов», направленного на создание единых правовых основ для использования в парламентской деятельности государств-участников СНГ — аналогов Автоматизированной системы законодательной деятельности (АСОЗД). Исходя из того, что подобная практика успешно применяется палатами Федерального Собрания, было подготовлено и направлено в Комитет Совета Федерации по делам СНГ положительное заключение на этот законопроект, содержащее ряд предложений процессуального характера.

Комиссией по Регламенту был рассмотрен проект федерального закона «О парламентском контроле Федерального Собрания Российской Федерации за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов», предлагаемый Законодательным Собрания Пермского края. В отзыве на этот законопроект отмечалась нецелесообразность внесения данного законопроекта в Государственную Думу в качестве консолидированной законодательной инициативы в связи с тем, что на рассмотрении Государственной Думы находится принятый в первом чтении аналогичный законопроект, который проработан более детально и системно. При этом Комиссией по Регламенту отмечалось, что законопроект, предлагаемый Законодательным Собранием Пермского края, может быть положен в основу замечаний и предложений по доработке законопроекта № 315329–5 «О парламентском контроле в Российской Федерации», особенно в части положений, связанных с Докладом Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации.

В рамках работы по дальнейшему совершенствованию законодательного процесса членами Комиссии были внесены предложения по актуализации распоряжения Председателя Совета Федерации, регулирующего порядок подготовки для рассмотрения Советом Федерации поступивших из Государственной Думы федеральных конституционных законов и федеральных законов.

В соответствии с поручением Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко Комиссией по Регламенту подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“, предусматривающий порядок пенсионного обеспечения депутатов Верховного Совета Союза ССР созыва 89–91 годов. Законопроект был доработан с учетом замечаний, высказанных комитетами-соисполнителями и Правовым управлением. В настоящее время проект закона направлен в Правительство Российской Федерации для заключения, поскольку реализация законопроекта требует затрат из федерального бюджета.

В Комиссии по Регламенту была продолжена работа по изучению отечественного и зарубежного опыта законодательного регулирования вопросов парламентского иммунитета. С учетом рекомендаций «круглого стола» «Роль и место парламентского иммунитета в российском законодательстве» членами Комиссии по Регламенту были подготовлены предложения по реализации рекомендаций ГРЕКО по вопросу депутатской неприкосновенности и проинформировано руководство Совета Федерации.

Работа по совершенствованию Регламента Совета Федерации и парламентских процедур

В течение отчетного периода продолжалась работа по анализу практики применения регламентных норм, а также анализу изменений федерального законодательства для совершенствования Регламента палаты.

После подготовительной работы, связанной с необходимостью включения в текст действующего Регламента принятых Советом Федерации изменений и дополнений, а также проведения юридико-технических уточнений было подготовлено обновленное издание Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Одновременно был обновлен разработанный ранее краткий предметный (постатейный) указатель, который позволяет оперативно найти необходимую регламентную норму.

Тираж брошюры был распределен и разослан членам Совета Федерации, а также законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ряду федеральных органов государственной власти и структурным подразделениям Аппарата Совета Федерации.

Комиссия по Регламенту принимала активное участие в регламентном сопровождении предложений по реформированию структуры Совета Федерации. Были подготовлены информационно-аналитические материалы по анализу функционирования и предметной компетенции системы комитетов и комиссий палаты, и сформулированы предложения по ее оптимизации, которые нашли свое отражение в принятом Советом Федерации 9-го ноября 2011 года постановлении № 439-СФ «О комитетах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Комиссией по Регламенту была проведена работа по систематизации поступивших поправок в Регламент Совета Федерации, на основании которых было принято постановлении Совета Федерации от 25 ноября 2011 года № 443-СФ, которым были урегулированы следующие вопросы:

  • уточнен порядок проведения «правительственного часа» –было предложено предусмотреть возможность по решению палаты увеличить его продолжительность, но не более чем на 30 минут. Одновременно, в рамках проведения «правительственного часа» членам Совета Федерации предоставляется право выступить;
  • с учетом проведения реформирования структуры палаты уточнен статус подкомитетов, порядок их формирования и деятельности;
  • в соответствии с поручением Совета палаты в Регламенте предусмотрена возможность утверждения председателей и первых заместителей председателя комитетов единым списком;
  • для повышения эффективности работы постоянных органов палаты исключен институт доверенностей;
  • учитывая оптимизацию структуры Совета Федерации, упразднен Президиум Совета палаты;
  • в связи с изменением Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции», которыми дополнены полномочия Совета Федерации по утверждению членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, а также Федерального закона «О Следственном Комитете Российской Федерации», изменяющего порядок назначения на должность Председателя этого органа, в Регламент внесен комплекс поправок.

Советом Федерации на последнем пленарном заседании было принято постановление о внесении изменений в Регламент палаты, в котором была проведена окончательная корректировка положений в связи с реформированием структуры Совета Федерации. Всего были внесены изменения в 129 статей Регламента.

Из структуры палаты исключены постоянные комиссии. При этом сохраняется возможность образования временных комиссий на определенный срок для решения конкретных задач.

По порядку формирования комитетов палаты установлено, что член Совета Федерации может быть членом только одного комитета. Установлены также ограничения количественного состава комитета – в него должны входить не менее 11 членов палаты и не более двадцати одного члена.

В соответствии с принятыми ранее решениями в статье 30 закреплены вопросы ведения вновь образованных комитетов Совета Федерации.

Расширены полномочия Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности, что связано со вступлением в силу изменений в статью 10 Федерального закона о статусе федерального парламентария, которыми предусматривается проведение проверок: соблюдениями членами Совета Федерации ограничений и запретов, установленных действующим законодательством; а также достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых членами Совета Федерации. Эти вопросы отнесены к ведению Комитета по Регламенту.

Одновременно предлагается дополнить регламентные положения новой статьей 8 «прим», предусматривающей проведение данных проверок Комитетом по Регламенту по поручению Председателя Совета Федерации

Также по предложению Комитета по экономической политике уточнены его вопросы ведения.

В Регламенте закреплена сложившаяся практика рассмотрения федеральных законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации. Установлено, что данный вопрос может быть исключен из повестки дня заседания палаты по предложению ответственного комитета только в том случае, если ни один из членов Совета Федерации не выскажется против данного предложения.

Текст Регламента Совета Федерации в последней редакции размещен в сети «Интернет» и «Интранет».

Вопросы формирования Совета Федерации и его конституционных органов

В связи со вступлением в силу с 1 января 2011 года нового порядка формирования Совета Федерации Комиссия по Регламенту на своем заседании обсудила порядок работы с вновь назначенными (избранными) членами Совета Федерации, а также рассмотрела предложения по координации работы структурных подразделений Аппарата Совета Федерации по организационному, материально-техническому и социально-бытовому обеспечению избранных (назначенных) членов Совета Федерации.

Был разработан и утвержден пакет документов для вновь избранного (назначенного) члена Совета Федерации для оперативного решения организационно-технических вопросов, связанных с началом осуществления им своих полномочий.

Одновременно были подготовлены и одобрены Комиссией по Регламенту информационные письма в органы государственной власти субъектов Российской Федерации с разъяснениями порядка применения отдельных положений федеральных законов «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В частности, органам государственной власти субъектов при подготовке проекта решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации рекомендовано включать норму о прекращении полномочий члена Совета Федерации по предыдущему мандату. Это позволяет создать правовую основу для прекращения полномочий члена Совета Федерации и решения в Совете Федерации связанных с этим вопросов.

Комиссией по Регламенту также было обращено внимание на необходимость соблюдения требований части шестой статьи 38 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» при приеме на работу помощника вновь избранного (назначенного) члена Совета Федерации.

Все это позволило систематизировать работу с вновь избранными (назначенными) членами Совета Федерации, создать правовую основу взаимоотношений, возникающих в первые десять дней после начала полномочий члена Совета Федерации.

Комиссией по Регламенту постоянно ведется работа по мониторингу размещаемых в сети Интернет решений исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации об избрании (назначении) членов Совета Федерации, а также о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федерации для незамедлительного информирования руководства Совета Федерации.

По сложившейся традиции данная информация постоянно рассматривалась на заседаниях Комиссии по Регламенту. По итогам рассмотрения разрабатывалась справочно-аналитическая информация о соответствии требованиям федерального законодательства документов об избрании (назначении) членов Совета Федерации. В отчетный период Комиссией по Регламенту было рассмотрено 65 пакетов документов, поступивших от органов государственной власти субъектов Российской Федерации об избрании (назначении) членов Совета Федерации.

С учетом нового порядка досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Комиссией по Регламенту рассмотрены и внесены на заседание палаты 31 проект постановлений Совета Федерации о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федерации. (Всего за отчетный период досрочно прекратили полномочия 47 членов Совета Федерации.

В рамках проводимой Комиссией работы по формированию постоянных органов палаты подготовлено 17 проектов постановлений Совета Федерации об изменениях составов комитетов, комиссий. При этом ежемесячно проводится анализ состояния выполнения требований Регламента о качественном и количественном составе этих органов. В ряде случаев из‑за несоблюдения регламентных норм были подготовлены обращения к руководству Совета Федерации для принятия соответствующих решений. Как и прежде, по итогам каждого заседания Совета Федерации обновляются справочно-информационные материалы.

Комиссия продолжила работу по анализу посещаемости членами Совета Федерации заседаний палаты, комитетов и комиссий. Материалы по этой проблеме, представляемые Председателю Совета Федерации, рассматриваются на заседании Совета палаты, затем впоследствии в комитетах и комиссиях, по ним принимаются конкретные меры.

За истекший период были подготовлены информационно-аналитические записки по итогам весенней и осенней сессий 2011 года, в которых были выявлены позитивные тенденции динамики посещаемости, проанализированы причины отсутствия членов палаты, разработаны предложения по повышению дисциплины. Следует отметить, что предложение об исключении института доверенностей при проведении заседаний конституционных органов палаты уже нашло свое отражение во внесенных в Регламент палаты изменениях. 

Предварительное рассмотрение вопросов о награждении наградами Совета Федерации и о представлении к награждению государственными наградами

За отчетный период на заседаниях Комиссии по Регламенту были рассмотрены и направлены в Совет палаты материалы для награждения:

  • почетным знаком Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма» – 12 человек,
  • Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации награждены 226 граждан и 28 организаций. Среди них:
    • 58 депутатов и работников аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (4 руководителя и 7 заместителей руководителей законодательных органов власти субъектов РФ, 38 депутатов, 9 работников аппарата);
    • 46 членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации (27 членов Совета Федерации, 16 работников Аппарата Совета Федерации; 3 помощника члена Совета Федерации);
    • 15 руководителей предприятий и организаций;
    • 20 руководителей и преподавателей учреждений высшего и среднего образования;
    • 8 представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти;
    • 12 сотрудников МВД;
    • 10 деятелей культуры и работников учреждений культуры;
    • 4 научных работника;
    • 4 сотрудника прокуратуры.

Общее количество награжденных Почетной грамотой Совета Федерации в 2011 году сравнимо с показателями 2010 года (240 грамот).

По результатам каждой парламентской сессии в Комиссии по Регламенту обобщаются данные о составе и количестве награжденных ведомственными наградами Совета Федерации и представленных к награждению государственными наградами.

В 2011 году была продолжена работа по дальнейшему совершенствованию процесса подготовки документов по вопросу награждения ведомственными наградами Совета Федерации. Постоянно проводится консультирование членов Совета Федерации, помощников парламентариев, работников Аппарата Совета Федерации, а также работников региональных исполнительных и законодательных органов государственной власти по вопросам применения положений о Почетной грамоте Совета Федерации и о почетном знаке Совета Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма».

Особое внимание уделялось Комиссией по Регламенту подготовке документов для представления к награждению государственными наградами, поскольку порядок представления должен обеспечить надлежащее подтверждение характера и степени заслуг представляемого к награждению, их соответствие статусу государственной награды. В связи с этим во все структурные подразделения Аппарата Совета Федерации был направлен информационно-методический материал о порядке представления к государственным наградам.

Анализ практики применения Положения о почетном знаке Совета Федерации показал необходимость совершенствования существующего подхода к награждению высшей ведомственной наградой, повышение требований к представляемым кандидатам. С этой целью Комиссией по Регламенту были подготовлены изменения в Положение о почетном знаке Совета Федерации. В соответствии с ними сокращено количество инициаторов награждения – это право предоставлено Председателю Совета Федерации и комитетам палаты.

Информационно-аналитическая деятельность

В отчетный период Комиссия по Регламенту принимала участие в работе над ежегодным докладом Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации в 2010 году». Был подготовлен раздел доклада, посвященный системному анализу совершенствования норм законодательства о порядке формирования Совета Федерации.

В данном материале были отражены:

  • предыстория разработки и принятия Федерального закона от 15 ноября 2010 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», а также последующих его изменений;
  • выявленные правовые пробелы, требующие дополнительного законодательного регулирования, — разработки поправок в действующий федеральный закон на основе практики его применения.

По итогам проведения 11 ноября 2010 года «круглого стола» на тему «Роль и место парламентского иммунитета в российском законодательстве» Комиссией был подготовлен Аналитический вестник.

В нем были опубликованы тексты выступлений участников мероприятия, в которых проанализированы состояние современного законодательного регулирования и проблемы практики применения законодательных норм по вопросам парламентского иммунитета, подготовлены рекомендации по совершенствованию данной работы.

В дополнительных материалах были представлены информационно-аналитические материалы о практике работы Следственного комитета РФ по привлечению к уголовной ответственности лиц, обладающих парламентским иммунитетом, а также материалы о современных тенденциях развития института парламентского иммунитета в России и странах Европы.

В отчетный период члены Комиссии неоднократно выступали перед различными аудиториями по вопросам совершенствования регламентной практики, принимали участие в двух выездных заседаниях комитетов Совета Федерации. В средствах массовой информации опубликован ряд статей по мандатным вопросам, по трем федеральным телевизионным каналам прошли выступления о практике применения норм нового закона о порядке формирования верхней палаты парламента.

Работа с обращениями граждан и организаций

За отчетный период было рассмотрено 18 обращений граждан, поступивших в Комитет. По 14-ти обращениям заявителям отправлены разъяснения по вопросам формирования Совета Федерации и статусу его членов. По четырем обращениям, касающимся вопросов социально-бытовой тематики, направлены запросы членов Совета Федерации в соответствующие органы и организации, в компетенции которых находятся поднятые в обращениях вопросы: по социальному положению мигрантов, правам инвалидов и др.

Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации

Работа Комиссии по контролю и обеспечении деятельности Совета Федерации (далее – Комиссия по контролю) в течение первых десяти месяцев 2011 года осуществлялась в соответствии с Планом работы, разработанным на основании планов мероприятий Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии 2011 года.

В течение 2011 года Комиссией по контролю было проведено 19 заседаний, на которых было рассмотрено 178 вопросов.

Законотворческая деятельность Комиссии

Одним из приоритетных направлений деятельности Комиссии по контролю является ее участие в законотворческой деятельности.

За отчетный период Комиссией по контролю на своих заседаниях были рассмотрены и поддержаны 3 федеральных закона и концепции 11 законопроектов, в том числе:

  • Федеральный закон «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона „О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в дополнении оснований возникновения права на пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих);
  • Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • Федеральный закон „О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (в части установления особого порядка оплаты труда гражданских служащих);
  • проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О порядке формирования Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности»;
  • проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (в части уточнения порядка присвоения классных чинов гражданским служащим);
  • проект федерального закона «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона „О связи“ (в части ограничения платы за услуги связи);
  • проект федерального закона «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона „О связи“ (в части отмены платы за входящие телефонные соединения для абонентов, находящихся во внутрисетевом роуминге);
  • проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О днях воинской славы и памятных датах России“ (в части дополнения перечня дней воинской славы России датой 7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении 1770 года);
  • проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (в части уточнения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
  • проект федерального закона «О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации» (об изменении системы нерабочих праздничных дней);
  • проект федерального закона «О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (в части уточнения порядка присвоения классных чинов гражданским служащим);
  • проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (в части установления особого порядка оплаты труда гражданских служащих).

Контроль за подготовкой бюджетной сметы расходов Совета Федерации на 2012 год и на период 2013- 2014 годов и реализацией бюджетной сметы

Работа по этому направлению проводилась в рамках рабочей группы Комиссии по контролю по подготовке бюджетной сметы расходов Совета Федерации на 2012 год и на период 2013- 2014 годов и реализации бюджетной сметы в 2011 году. Рабочая группа осуществляла жесткий контроль за реализацией бюджетной сметы расходов Совета Федерации с учетом того, что бюджет Совета Федерации в 2011 году практически остался на уровне 2010 года. 

Важнейшим направлением ее деятельности, осуществляемой совместно с Аппаратом Совета Федерации, было создание необходимых условий для эффективной работы Совета Федерации на основе рационального и экономного использования бюджетной сметы расходов Совета Федерации.

Практически на каждом заседании Комиссия по контролю рассматривала проекты смет расходов по подготовке и проведению мероприятий Совета Федерации; выездных заседаний, проводимых комитетами и комиссиями; приему делегаций, а также других мероприятий в Совете Федерации.

Проекты смет расходов по проведению выездных мероприятий, приему делегаций в Совете Федерации, предусматривающие расходы в размере более одного миллиона рублей после рассмотрения на заседании Комиссии по контролю выносились на утверждение Совета палаты.

Следует отметить, что Рабочая группа Комиссии совместно с Руководством Аппарата Совета Федерации, Финансово-экономическим управлением Аппарата Совета Федерации корректировала отдельные сметы расходов по проведению выездных заседаний комитетов и комиссий в сторону уменьшения, приводя их в соответствие с установленными нормами.

Следует отметить, что все запланированные мероприятия Совета Федерации за отчетный период были выполнены и своевременно обеспечены финансированием.

Рабочая группа Комиссии по контролю во взаимодействии с Руководством Аппарата Совета Федерации и Финансово-экономическим управлением Аппарата Совета Федерации осуществляла постоянный контроль и анализ исполнения Распоряжения Председателя Совета Федерации «Об объеме расходов, выделяемых в 2011 году на материальное обеспечение деятельности члена Совета Федерации и его помощников в субъекте Российской Федерации».

Рабочая группа Комиссии по контролю активно работала во взаимодействии с Государственной Думой, Правительством Российской Федерации и Минфином России над разработкой и принятием бюджетной сметы расходов Совета Федерации на 2012 год.

Контроль за обеспечением членов Совета Федерации автотранспортом и другими видами материально-технического обеспечения.

Работа по этому направлению проводилась в рамках деятельности созданной в Комиссии по контролю Рабочей группы по обеспечению членов Совета Федерации автотранспортом и другими видами материально-технического обеспечения. В 2011 году деятельность Комиссии по контролю совместно с Управлением Делами Президента РФ проводилась работа по повышению качества обслуживания Совета Федерации автотранспортом.

На заседаниях Рабочей группы с приглашением работников Управления делами Президента Российской Федерации, руководителей автотранспортных предприятий, неоднократно рассматривались вопросы состояния автотранспортного обеспечения членов Совета Федерации и меры по их улучшению.

Научно-практическая деятельность Комиссии

В соответствии с планами работы Совета Федерации и планами работы Комиссии по контролю в 2011 году с 31 мая по 2 июня 2011 года был проведен научно-практический семинар в Белгородской областной Думе.

Целью данного семинара являлось повышение эффективности обеспечения законотворческой работы за счет обмена опытом с законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

В ходе семинара рассматривались актуальные вопросы нормативно-правового, финансово-экономического, информационного обеспечения парламентской деятельности. Особое внимание было уделено вопросам:

  • реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • определения места и роли финансово-экономической модели обеспечения парламентской деятельности в рамках единого правового пространства страны;
  • изучения опыта применения в Совете Федерации стандартов по обеспечению парламентской деятельности;
  • изучения влияния реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации его финансово-экономических аспектов на формирование бюджета Совета Федерации, а также по обеспечению парламентской деятельности в центре и регионах;
  • оптимизации организации и функционирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • реформирования механизма кадрового обеспечения парламентской деятельности в системе государственной гражданской службы и определению основных направлений совершенствования кадрового обеспечения парламентской деятельности – создания парламентской службы.

Депутаты Белгородской областной Думы проявили большой интерес к действующим в Совете Федерации, разработанным Комиссией по контролю совместно с Аппаратом Совета Федерации, стандартам обеспечения деятельности Совета Федерации, способам решения финансово-экономических вопросов обеспечения парламентской деятельности, а так же вопросам, связанным с реформированием государственной гражданской службы и созданием парламентской службы.

Состоявшийся в ходе научно-практического семинара откровенный и конструктивный разговор продемонстрировал единство взглядов и подходов федеральных и региональных органов власти в вопросах обеспечения законотворческой деятельности, укрепления единого правового пространства страны.

Стандартизация обеспечения парламентской деятельности

За отчетный период Комиссией по контролю совместно со Финансово-экономическим управлением Аппарата Совета Федерации разработаны и утверждены Распоряжением Председателя Совета Федерации следующие стандарты: 

  • «Об объеме расходов, выделяемых в 2011 году на материальное обеспечение деятельности члена Совета Федерации и его помощников в субъекте Российской Федерации»;
  • «Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году иных межбюджетных трансфертов на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации»;
  • «Правила предоставления в 2011 году из федерального бюджета субсидий автономной некоммерческой организации „Парламентская газета“ и автономной некоммерческой организации „Редакция журнала „Российская Федерация сегодня“.

Комиссией по контролю был подготовлен и издан справочник «Стандарты обеспечения деятельности члена Совета Федерации».

Информационно-технологическое обеспечение деятельности Совета Федерации

В целях повышения эффективности обеспечения парламентской деятельности Совета Федерации, Комиссия по контролю совместно с Управлением информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации в рамках реализации Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2015 года последовательно проводит курс по реализации программы электронного документооборота.

В целях совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе осуществляется системное информационное обеспечение законодательной деятельности.

Одним из инструментов поддержки законодательной деятельности станет специализированная информационная система «Парламентский портал Федерального Собрания».

На базе «Парламентского портала Федерального Собрания» с непосредственным участием регионов необходимо создать единую законотворческую систему, которая бы своевременно обновлялась и осуществляла оперативный обмен информацией между законодательными органами власти субъектов Российской Федерации.

Работа с обращениями и предложениями членов Совета Федерации

Пристальное внимание Комиссия по контролю уделяет работе с обращениями членов Совета Федерации, их помощников, сотрудников Аппарата Совета Федерации по всем вопросам, касающимся обеспечения их деятельности.

В период 2011 года Комиссией по контролю было рассмотрено более 60 обращений по вопросам обеспечения деятельности Совета Федерации.

На заседаниях Комиссии по контролю с участием ответственных работников Управления делами Президента Российской Федерации, Главного медицинского управления Управления делами Президента Российской Федерации, ФГУП «Президент Сервис» Управления делами Президента Российской Федерации и других были рассмотрены следующие вопросы:

  • об обслуживании членов Совета Федерации и сотрудников Аппарата Совета Федерации в терминале D Международного аэропорта «Шереметьево»;
  • о повышении качества медицинского и саноторно-курортного обеспечения членов Совета Федерации, их помощников и сотрудников Аппарата Совета Федерации;
  • об организации летнего и зимнего отдыха членов Совета Федерации, их помощников, сотрудников Аппарата Совета Федерации и членов их семей;
  • о закреплении и замене служебных автомобилей и повышения качества автотранспортного обеспечения членов Совета Федерации.

По обращению Комиссии по контролю министерствами и ведомствами оперативно принимались необходимые меры.

По письменным обращениям в Комиссию по контролю заявителям даны квалифицированные ответы, в том числе разъяснительного и консультационного характера.

Осуществление контроля за реализацией Плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации

В период 2011 года Комиссия по контролю уделяла большое внимание контролю за реализацией Плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации в части его финансового обеспечения. Так, в отчетном периоде, в связи с установлением Комиссией по контролю жесткого контроля за реализацией Плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации не было допущено перерасхода финансовых средств.

Комиссия по контролю на своих заседаниях согласовывала ежемесячные планы зарубежных поездок членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации и планы приема делегаций парламентов иностранных государств и делегаций международных парламентских организаций в части финансового обеспечения. Финансовые расходы на данные мероприятия соответствовали нормативам.

Издательская деятельность Комиссии

В течение отчетного периода председатель Комиссии, члены Комиссии выступали со статьями в Парламентской газете, журналах «Российская Федерация сегодня», «Вестник Совета Федерации», «Магаданской Правде» в других СМИ.

По результатам выездных научно-практических семинаров Комиссией подготовлен и издан информационно-аналитический сборник «Актуальные вопросы обеспечения парламентской деятельности в законодательных (представительных) органах государственной власти Российской Федерации».

В данном аналитическом сборнике освещены вопросы обеспечения законодательной деятельности, как Совета Федерации, так и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Анализируется накопленный опыт в центре и регионах.

***

С момента формирования Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности в новом составе (9 ноября 2011 года) проводилась работа по разработке правоустанавливающих документов, регулирующих деятельность комитета и его органов. Было разработано Положение о Комитете, подготовлены планы работы Комитета и образованных в его составе подкомитетов: подкомитета по Регламенту; подкомитета по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации; подкомитета по практической реализации антикоррупционного законодательства и контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых членами Совета Федерации.