«Круглые столы»

«Качество и безопасность строительных материалов: защита прав потребителей в современных условиях»

Председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко Тимченко
Вячеслав Степанович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
Тимченко Вячеслав Степанович
открыл заседание круглого стола на тему «Качество и безопасность строительных материалов: защита прав потребителей в современных условиях». Мероприятие подготовлено совместно с Комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

В работе круглого стола приняли участие сенаторы РФ, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, Министерства промышленности и торговли РФ, МЧС России, Росстандарта, Росаккредитации, Роспотребнадзора, а также государственные корпорации, коммерческие и некоммерческие организации.

(Подробнее)

Рекомендации

В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Росстандарта, Росаккредитации, Роспотребнадзора, а также государственных, коммерческих организаций и общественных объединений.

Участники «круглого стола» отметили, что ключевой проблемой в сфере обеспечения потребителей качественными материалами являются недостатки системы сертификации и контроля качества, что напрямую влияет на безопасность и долговечность возводимых объектов. Многие производители не проходят необходимые процедуры подтверждения соответствия, что приводит к тому, что на рынок попадают материалы, не соответствующие обязательным требованиям. Это связано как с отсутствием у производителей должного уровня компетенции, так и с недостаточной эффективностью контроля со стороны государственных органов.

Как следствие, было отмечено обострение проблемы фальсификации строительной продукции – скрытого изменения свойств и характеристик в целях введения потребителей в заблуждение. Использование фальсифицированных строительных материалов напрямую влияет на безопасность строительства, особенно многоэтажных строений и объектов социальной инфраструктуры, может привести к серьёзным последствиям, включая ухудшение качества строительства, повышение риска сбоев и несчастных случаев, а также увеличение затрат потребителей на ремонт и обслуживание.

По экспертным оценкам, на сегодняшний день объём фальсифицированных строительных материалов и изделий в зависимости от вида продукции варьируется в диапазоне от 15% (радиаторы) до 45% (кабельная продукция). В частности, не менее 22% оборота цемента приходится на нелегальную продукцию.

В этом контексте участники отметили необходимость применения зарекомендовавших себя инструментов обеления рынка и повышения качества и безопасности продукции, в частности, государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ), и позитивно оценили распространение ГИС МТ на все виды строительных материалов и изделий и использование ее возможностей для интеграции с информационными системами Федеральной службы по аккредитации.

Участники «круглого стола» также подчеркнули необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о техническом регулировании и стандартизации с учетом позиции добросовестного бизнес-сообщества и общественных объединений потребителей, в частности, в следующих направлениях:

· необходимость совершенствования системы профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий в сфере производства и реализации строительных материалов;

· ускорение принятия технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий»;

· недопустимость формирования тенденции к переходу организаций от применения национальных стандартов Российской Федерации к таким документам по стандартизации, как технические условия и стандарты организаций (СТО/ТУ);

· необходимость уточнения в подзаконных актах порядка проведения экспертизы СТО/ТУ, в том числе в части проведения экспертизы уже утвержденных СТО/ТУ, а также защиты интеллектуальной собственности и коммерческой тайны владельцев СТО/ТУ;

· необходимость осуществления контроля за продукцией, маркированной знаком национальной системы стандартизации или иной формой публичного заявления о соответствии продукции документам национальной системы стандартизации;

· недопустимость использования в нормативной конструкторской документации ссылок на иностранные стандарты, не включённые в Федеральный информационный фонд стандартов, а также ссылок на СТО/ТУ в сводах правил и иных документах по стандартизации более высокого уровня.

Особо была отмечена необходимость развития механизмов общественного контроля и публичной оценки добросовестности в сфере производства и реализации строительных материалов и изделий.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:

1. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий содействовать принятию Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий».

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации

1) рассмотреть целесообразность включения в План разработки сводов правил проведение научно-исследовательских работ в части использования добавочных цементов с последующим пересмотром нормативно-технических документов, устанавливающих требования к материалам и процессам строительства.

2) рассмотреть целесообразность разработки и запуска программы стимулирования спроса на инновационные строительные материалы (в том числе, с содержанием вторичного сырья), включающей преференции при госзакупках и актуализацию процедуры подтверждения соответствия новых и инновационных материалов.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии рассмотреть целесообразность внесения в законодательство поправок, направленных на:

· недопустимость перехода организаций от применения национальных стандартов Российской Федерации к таким документам по стандартизации, как СТО/ТУ;

· уточнение в подзаконных актах порядка проведения экспертизы СТО/ТУ, в том числе, в части проведения экспертизы уже утвержденных СТО/ТУ, а также защиты интеллектуальной собственности и коммерческой тайны владельцев СТО/ТУ;

· необходимость осуществления контроля за продукцией, маркированной знаком национальной системы стандартизации или иной формой публичного заявления о соответствии продукции документам национальной системы стандартизации;

· недопустимость использования в нормативной конструкторской документации ссылок на иностранные стандарты, не включённые в Федеральный информационный фонд стандартов, а также ссылок на СТО/ТУ в сводах правил и иных документах по стандартизации более высокого уровня.

4. Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» совместно с общественной организацией «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) организовать проведение пилотного проекта по внедрению и применению системы публичной оценки добросовестности производителей и продавцов цемента, с использованием разработанной ОПИ методики публичной оценки и агрегатора информации о нарушениях и рисках «ЛУЧ».