«Круглые столы»

«Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг частными организациями»

Комитет СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитет СФ по социальной политике провели круглый стол на тему «Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг частными организациями»

Модератором обсуждения выступил член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей Виктор Зобнев Зобнев
Виктор Викторович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края
Зобнев Виктор Викторович
.

В работе круглого стола приняли участие сенаторы РФ, представители органов власти, медицинского и пациентского сообществ.

(Подробнее)

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2024 года провел «круглый стол» на тему: «Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг частными организациями».

В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти (Минпромторга России, Минэкономразвития России, ФАС России, Роспотребнадзора, Росздравнадзора), экспертного сообщества, отраслевых союзов и ассоциаций, общественных объединений, которые отмечают следующее.

В настоящее время в сфере оказания медицинских услуг частными организациями отмечается ряд негативных тенденций, на что указывают, в том числе, результаты более чем 1400 проверок (из которых 12% – в отношении частных организаций), проведенных Росздравнадзором за 3 квартала 2024 года в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности. В подавляющем большинстве – более 93% – проверок зафиксированы факты несоблюдения обязательных требований. Таким образом, нарушения законодательства об охране здоровья граждан допускают в своей деятельности порядка 9 из 10 медицинских организаций, что является крайне тревожным сигналом для профильных ведомств и требует пересмотра подхода к особенностям организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Отдельного внимания заслуживает отсутствие полноценного обмена данными между частными и государственными информационными системами, что может приводить к неполному (фрагментарному) ведению истории болезней и выставлению пациентам неточных диагнозов. В связи с этим актуализируется задача интеграции формируемых частными организациями медицинских документов и сведений о состоянии здоровья граждан в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

В этом контексте отмечено также непредставление частными организациями (в отличие от государственных) статистических данных в Росстат и Минздрав России, вследствие чего может размываться общая картина заболеваемости населения и снижаться точность прогнозов и решений, принимаемых уполномоченными федеральными органами власти.

Не меньшую обеспокоенность вызывает качество и безопасность применяемой и продвигаемой медицинскими организациями промышленной продукции. Положительный опыт распространения системы цифровой маркировки (ГИС МТ) на лекарства, ряд медицинских изделий, биологически активные добавки к пище (БАД) и другие товары народного потребления (в частности, кратное сокращение фальсификата и иных видов нелегальной продукции) подтверждает целесообразность охвата данной системой всех видов пищевых добавок, медицинских изделий, средств реабилитации и парфюмерно-косметических товаров, применяемых в медицинской и смежных сферах.

Данная потребность особенно актуальна в свете наблюдаемой ныне недобросовестной практики производителей и импортеров, изменяющих состав или наименование продукции для обхода обязательных требований (например, мимикрирования БАД под пищевые добавки и т. п.).

В ходе дискуссии отмечены также:

· недостаточный внутренний контроль за качеством медицинской помощи в частных медицинских организациях;

· ограничение права пациента на анонимное получение медицинских услуг;

· возрастание объема документов и сведений, заполняемых при оформлении договора об оказании платных медицинских услуг;

· игнорирование частными организациями «недели тишины» – обязательного срока, в течение которого не допускается искусственное прерывание беременности и др.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность корректировки ограничений на организацию и осуществление государственного контроля (надзора) в отношении медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные медицинские услуги, а именно отменить необходимость согласования с органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в области охраны здоровья граждан и защиты прав потребителей.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

1) рассмотреть необходимость обязательного внесения в ЕГИСЗ документов и сведений о состоянии здоровья граждан и оказываемой медицинской помощи всеми медицинскими организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими платные медицинские услуги;

2) рассмотреть необходимость унификации статистической отчетности для всех медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные медицинские услуги;

3) рассмотреть возможность введения обязательной экспертизы качества медицинской помощи, предоставляемой всеми медицинскими организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими платные медицинские услуги.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность распространения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на все виды пищевых добавок, комплексных пищевых добавок, медицинских изделий, средств реабилитации и парфюмерно-косметических товаров;

2) рассмотреть возможность ускоренного введения разрешительного режима при кассовых расчетах за лекарственные препараты для медицинского применения;

3) предусмотреть обязательность указания состава, даты производства и сроков годности для парфюмерно-косметической продукции при предоставлении участниками оборота (изготовителями, импортерами, продавцами) данных в ГИС МТ.

4. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

— рассмотреть возможность разработки и утверждения единообразной (типовой) формы договора об оказании платных медицинских услуг, предполагающей достаточность указания и заверения сторонами лишь отдельных (индивидуально согласованных) условий.

5. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения:

— рассмотреть возможные механизмы реализации права пациентов на получение медицинских услуг анонимно с учетом существующей обязанности получать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

6. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Центром развития перспективных технологий (оператором ГИС МТ):

— рассмотреть возможность интеграции ЕГИСЗ и ГИС МТ с целью предоставления оператору цифровой маркировки обезличенных данных, позволяющих в режиме реального времени верифицировать факт выдачи рецепта на приобретаемое лекарство.

7. Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения:

— усилить контроль за соблюдением «недели тишины» медицинскими организациями, оказывающими платные медицинские услуги.

8. Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации и общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива»:

— разработать и представить методику публичной оценки (рейтингования) хозяйствующих субъектов (организаций, индивидуальных предпринимателей), оказывающих платные медицинские услуги.