«Круглые столы»

«Защита прав потребителей при оказании транспортных и смежных услуг в современных экономических условиях»

В Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Защита прав потребителей при оказании транспортных и смежных услуг в современных экономических условиях». Он был организован Комитетом СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитетом СФ по экономической политике.

Круглый стол провел член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, руководитель рабочей группы по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей при Комитете Виктор Зобнев Зобнев
Виктор Викторович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края
Зобнев Виктор Викторович
.

(Подробнее)


Рекомендации

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике в соответствии с пунктом 4.36 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2024 года провел «круглый стол» на тему: «Защита прав потребителей при оказании транспортных и смежных услуг в современных экономических условиях».

Основной темой обсуждения стали вопросы совершенствования регуляторных и контрольно-надзорных механизмов в сфере перевозки пассажиров и грузов, в том числе потребительских товаров, на автомобильном и иных видах транспорта в условиях цифровизации экономики, цифровой трансформации государственного управления и временных ограничений (моратория) на внеплановые проверки хозяйствующих субъектов – в целях защиты прав граждан, обеления рынка транспортно-логистических услуг, а также обеспечения баланса интересов добросовестных участников рынка и государства.

В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, отраслевых союзов и ассоциаций, общественных организаций и бизнеса, которые отмечали следующее.

Изученная практика работы административных и судебных органов показывает, что в 2023 году в Роспотребнадзор поступило 13,5 тыс. обращений граждан с жалобами на нарушения в сфере транспорта, в Ространснадзор – 9,1 тыс. обращений. Из них 50% – обращения, связанные с пассажирскими перевозками автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Типовые жизненные ситуации: несоблюдение графика и маршрута перевозки, невозможность оплаты проезда в наличной или безналичной форме, невыдача проездного билета и кассового чека.

Практика неприменения контрольно-кассовой техники (ККТ) посягает не только на права потребителей, но и на фискальные интересы государства: скрывая выручку, недобросовестные перевозчики незаконно занижают размер своих налоговых обязательств. Учитывая, что автобусный транспорт формирует около 60% оборота (600 млрд руб.) всех пассажирских перевозок, федеральный бюджет не досчитывается значительных сумм налогов на добавленную стоимость (НДС) и на прибыль организаций.

Наряду с несоблюдением кассовой дисциплины проблему представляют неформальная занятость и серая зарплата. Подобные практики, направленные на уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов (ОМС, ОПС, ОСС), умаляют трудовые гарантии и способствуют переработкам водителей (смены сверх нормы), что, в конечном счете, негативно влияет на качество и безопасность пассажирского обслуживания. Сказанное подтверждают высокие показатели аварийности с участием автобусов: 7,7 тыс. ДТП в 2023 году, что на 8,1% больше, чем в 2022.

В сфере авиаперевозок, на долю которых приходится 36,6% обращений потребителей, жалобы в основном касаются несвоевременного возврата денежных средств за несостоявшийся рейс. Авиаперевозчики не проявляют должную клиентоцентричность при задержке или отмене перелета. Установленный в Воздушном кодексе Российской Федерации потолок неустойки за просрочку доставки пассажира (не более 50% провозной платы) не содействует соблюдению сроков и параметров авиационных перевозок.

В области железнодорожных пассажирских перевозок обеспокоенность вызывает главным образом практика реализации билетов на неофициальных (не принадлежащих РЖД) Интернет-сайтах, притом без каких‑либо гарантий совершения перевозки. Такая деятельность может содержать признаки нарушений прав потребителей и законодательства о защите конкуренции.

Ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий и привлечение нарушителей к административной ответственности не только не уменьшили нагрузку на органы контроля (надзора), – которые продолжают выполнять свои функции, несмотря на существенное сокращение правомочий, – но и дополнительно увеличили нагрузку на судебную систему. При выявлении фактов несоблюдения перевозчиком обязательных требований Роспотребнадзор нередко обращается в суд с иском о прекращении противоправных действий – в порядке защиты прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

С широким потребительским рынком тесно связана сфера грузоперевозок, обеспечивающая перемещение товаров от производителей к покупателям. Характерно, что доля автомобильного транспорта в этой сфере даже выше, чем в пассажирских перевозках: порядка 70% оборота (3,5 – 4 трлн руб.). При этом динамика нарушений также свидетельствует о наличии ряда серьезных проблем.

Так, в 2023 году органами контроля (надзора) объявлены автомобильным грузоперевозчикам более 20 тыс. предостережений по фактам соблюдения режима труда и отдыха водителей, более 10 тыс. – по фактам превышения допустимой массы транспортного средства (ТС) или допустимой нагрузки на ось, примерно столько же – по фактам неприменения ККТ. По сравнению с 2022 годом частота нарушений прав потребителей увеличилась на 180%, прав работников – на 83%, правил перевозки грузов и эксплуатации ТС – на 110%, безопасности дорожного движения – на 95%, пожарной безопасности – на 227%.

Занижая официальную зарплату и выдавая реальную «в конвертах» (практикуют до 90% участников рынка автомобильных грузоперевозок), работодатели сокращают страховые взносы и тем самым лишают гарантий работников. Последние, зависимые от серой зарплаты и оттого уязвимые перед руководством, вынуждены подвергаться систематическим переработкам, что отражается в учащении случаев фиксации Ространснадзором нарушений режима труда и отдыха водителей, а также в повышении показателей аварийности с участием грузовиков: по сравнению с 2022 годом количество ДТП увеличилось на 6,2% (18,7 тыс.), число погибших – на 9,9% (4,5 тыс.), раненых – на 5,1% (23,5 тыс.).

Для минимизации НДС и налога на прибыль создается фиктивный документооборот между множеством субисполнителей: грузовладелец заказывает услуги не напрямую у грузоперевозчика, а у посредника в лице экспедитора, который в свою очередь – у последующего звена в цепочке технических (не имеющих ни автопарка, ни штата сотрудников) компаний. И так далее вплоть до конкретных водителей, которые под видом индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан или просто физических лиц перевозят грузы, игнорируя нормы транспортного, трудового и налогового законодательства. В схеме могут участвовать десятки и сотни фирм, при этом сумма неуплаченных налогов – исчисляться сотнями миллионов и миллиардами рублей.

Грузовладельцы, в том числе крупные производители и продавцы потребительских товаров, сознательно или по неосмотрительности становятся пользователями серых схем, поскольку те способствуют необоснованному снижению тарифа (демпинг). Таким образом в ценовой конкуренции недобросовестные участники рынка выигрывают у добросовестных, соблюдающих обязательные требования и определяющих цену услуг с учетом объективных факторов, включая стандарты качества и безопасности обслуживания.

Обыденные для текущего рынка логистики недобросовестные практики, в том числе неприменение ККТ и сокрытие выручки, дробление бизнеса и занижение налоговых обязательств, неформальная занятость и «серая зарплата», отсутствие проверки контрагентов и контроля груза, во многом способствуют росту объема поступающей на потребительский рынок контрабандной, контрафактной и фальсифицированной продукции, а вместе с тем – реализации различных угроз безопасности.

Проблема усугубляется неурегулированностью деятельности бирж грузоперевозок и иных цифровых логистических платформ (ЦЛП), которые, с одной стороны, содействуют интенсификации экономических отношений между хозяйствующими субъектами (перевозчиками, экспедиторами, грузовладельцами). С другой – благоприятствуют процветанию нелегального оборота потребительских товаров и прочих грузов.

К настоящему времени в России насчитывается не менее 25 ЦЛП. Их оборот – более 67 млрд руб. Среднегодовой темп роста прогнозируется на уровне 32%. В стремлении увеличить аудиторию и прибыль такие платформы, особенно наиболее массовые, зачастую не оценивают добропорядочность пользователей и допускают на свои площадки любых лиц, в том числе фиктивных и имеющих противоправные цели, что требует особого внимания регуляторов.

При текущем объеме рынка автомобильных грузоперевозок предотвращение недобросовестных практик позволило бы увеличить ежегодные налоговые поступления в бюджет на 300 млрд руб. Эффект от сокращения теневого товарооборота (уменьшения доли нелегальной продукции), обеления рынка труда и снижения числа ДТП будет еще значительнее.

Участники «круглого стола» сходятся во мнении, что решению обозначенных выше проблем – в сфере как пассажирских, так и грузовых перевозок – могут и должны способствовать активно происходящие в экономике и государственном управлении процессы цифровизации. Ключевое значение в создании сбалансированных условий для формирования прозрачного и конкурентного рынка имеют действующие и разрабатываемые государственные информационные системы (ГИС).

Наиболее перспективными ГИС в рассматриваемой сфере названы Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), Федеральная государственная информационная система легковых такси (ФГИС «Такси»), Единая федеральная система мониторинга и контроля межрегиональных пассажирских перевозок (ЕФС МКПП), Автоматизированная информационная система управления льготными и субсидированными перевозками (АИС УЛСП), Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ), а также

разрабатываемая сейчас Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (ЕЦП «ГосЛог»).

 

Участниками круглого стола в процессе обсуждения отмечены также следующие проблемы, влияющие на качество и безопасность услуг для потребителей, а также бесперебойность перевозок:

· выплата «серых» зарплат водителям, что повышает их зависимость от работодателей, вынуждает соглашаться на переработки и приводит к реализации угроз общественной безопасности;

· техническое и моральное устаревание парка автобусов в регионах;

· дублирование муниципальных и межрегиональных автобусных маршрутов нелегальными – не имеющими соответствующих разрешений (лицензий, свидетельств) – перевозчиками. Проблема обусловлена в том числе малочисленностью парка муниципального транспорта и неудобством графика его движения;

· отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации региональной правовой базы, необходимость создания которой предусмотрена вступившим с 1 сентября 2023 года в силу Федеральным законом «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…».

 

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:

 

1. Правительству Российской Федерации:

1) закрепить в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616) в качестве одного из лицензионных требований обязанность перевозчика (лицензиата) зарегистрировать контрольно-кассовую технику и применять ее при осуществлении расчетов с пассажирами (клиентами);

2) закрепить в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586) обязанность перевозчика обеспечить возможность оплаты перевозки путем использования национальных платежных инструментов или наличных расчетов по выбору пассажира;

3) Министерству финансов Российской Федерации, в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам развития общественного транспорта (№ Пр-1855ГС от 17.09.2023), содействовать последовательному финансированию мероприятий по обновлению пассажирских транспортных средств общего пользования в субъектах Российской Федерации;

4) поддержать концепцию проекта Федерального закона «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 595821–8);

 

2.Федеральной налоговой службе Российской Федерации организовать мероприятия по пресечению недобросовестных практик в сфере транспортно-логистического обслуживания, связанных с выплатой «серых» зарплат, влияющих на качество и безопасность услуг для потребителей.

 

3.Федеральному государственному бюджетному учреждению «Ситуационно-информационный центр Министерства транспорта Российской Федерации» (ФГБУ «СИЦ Минтранса России») включить председателя общественной организации «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) в проектный офис (рабочую и (или) экспертную группу) по разработке и реализации Национальной цифровой транспортно-логистической платформы в целях учета позиции потребительского сообщества и проводимых ОПИ исследований.

 

4.Владельцам агрегаторов услуг легкового такси препятствовать использованию своих площадок нелегальными перевозчиками, а также допускать выполнение заказов только теми перевозчиками и с использованием только тех транспортных средств, информация о которых содержится в Федеральной государственной информационной системе легковых такси (ФГИС «Такси»), при этом учитывать территориальную сферу действия разрешений, выдаваемых перевозчику легковым такси уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.

 

5.Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности направить в Государственную Думу поправки на законопроект № 595821–8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые:

а) обязывают экспедиторов, наряду с перевозчиками, уведомлять уполномоченный орган о начале осуществления деятельности, при этом устанавливают аналогичные требования к их финансовой состоятельности, профессиональной надежности и компетентности, а также запрещают экспедиторам заказывать услуги у перевозчиков, информация о которых отсутствует в реестре уведомлений;

б) определяют правовой статус бирж грузоперевозок (цифровых логистических платформ), в том числе обязывают их операторов (владельцев) систематически проверять наличие в реестре уведомлений соответствующей информации о пользователях, выступающих в качестве перевозчиков или экспедиторов, и в случае ее отсутствия исключать таким лицам допуск на биржу (цифровую логистическую платформу).