В Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Защита прав потребителей при оказании транспортных и смежных услуг в современных экономических условиях». Он был организован Комитетом СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитетом СФ по экономической политике.
Круглый стол провел член Комитета СФ
по Регламенту и организации парламентской деятельности, руководитель
рабочей группы по законодательному обеспечению развития Национальной
системы защиты прав потребителей при Комитете Виктор Зобнев
Зобнев
Виктор Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края
.
Рекомендации
Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике в соответствии с пунктом 4.36 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2024 года провел «круглый стол» на тему: «Защита прав потребителей при оказании транспортных и смежных услуг в современных экономических условиях».
Основной темой обсуждения стали вопросы совершенствования регуляторных и контрольно-надзорных механизмов в сфере перевозки пассажиров и грузов, в том числе потребительских товаров, на автомобильном и иных видах транспорта в условиях цифровизации экономики, цифровой трансформации государственного управления и временных ограничений (моратория) на внеплановые проверки хозяйствующих субъектов – в целях защиты прав граждан, обеления рынка транспортно-логистических услуг, а также обеспечения баланса интересов добросовестных участников рынка и государства.
В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, отраслевых союзов и ассоциаций, общественных организаций и бизнеса, которые отмечали следующее.
Изученная практика работы административных и судебных органов показывает, что в 2023 году в Роспотребнадзор поступило 13,5 тыс. обращений граждан с жалобами на нарушения в сфере транспорта, в Ространснадзор – 9,1 тыс. обращений. Из них 50% – обращения, связанные с пассажирскими перевозками автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Типовые жизненные ситуации: несоблюдение графика и маршрута перевозки, невозможность оплаты проезда в наличной или безналичной форме, невыдача проездного билета и кассового чека.
Практика неприменения контрольно-кассовой техники (ККТ) посягает не только на права потребителей, но и на фискальные интересы государства: скрывая выручку, недобросовестные перевозчики незаконно занижают размер своих налоговых обязательств. Учитывая, что автобусный транспорт формирует около 60% оборота (600 млрд руб.) всех пассажирских перевозок, федеральный бюджет не досчитывается значительных сумм налогов на добавленную стоимость (НДС) и на прибыль организаций.
Наряду с несоблюдением кассовой дисциплины проблему представляют неформальная занятость и серая зарплата. Подобные практики, направленные на уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов (ОМС, ОПС, ОСС), умаляют трудовые гарантии и способствуют переработкам водителей (смены сверх нормы), что, в конечном счете, негативно влияет на качество и безопасность пассажирского обслуживания. Сказанное подтверждают высокие показатели аварийности с участием автобусов: 7,7 тыс. ДТП в 2023 году, что на 8,1% больше, чем в 2022.
В сфере авиаперевозок, на долю которых приходится 36,6% обращений потребителей, жалобы в основном касаются несвоевременного возврата денежных средств за несостоявшийся рейс. Авиаперевозчики не проявляют должную клиентоцентричность при задержке или отмене перелета. Установленный в Воздушном кодексе Российской Федерации потолок неустойки за просрочку доставки пассажира (не более 50% провозной платы) не содействует соблюдению сроков и параметров авиационных перевозок.
В области железнодорожных пассажирских перевозок обеспокоенность вызывает главным образом практика реализации билетов на неофициальных (не принадлежащих РЖД) Интернет-сайтах, притом без каких‑либо гарантий совершения перевозки. Такая деятельность может содержать признаки нарушений прав потребителей и законодательства о защите конкуренции.
Ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий и привлечение нарушителей к административной ответственности не только не уменьшили нагрузку на органы контроля (надзора), – которые продолжают выполнять свои функции, несмотря на существенное сокращение правомочий, – но и дополнительно увеличили нагрузку на судебную систему. При выявлении фактов несоблюдения перевозчиком обязательных требований Роспотребнадзор нередко обращается в суд с иском о прекращении противоправных действий – в порядке защиты прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
С широким потребительским рынком тесно связана сфера грузоперевозок, обеспечивающая перемещение товаров от производителей к покупателям. Характерно, что доля автомобильного транспорта в этой сфере даже выше, чем в пассажирских перевозках: порядка 70% оборота (3,5 – 4 трлн руб.). При этом динамика нарушений также свидетельствует о наличии ряда серьезных проблем.
Так, в 2023 году органами контроля (надзора) объявлены автомобильным грузоперевозчикам более 20 тыс. предостережений по фактам соблюдения режима труда и отдыха водителей, более 10 тыс. – по фактам превышения допустимой массы транспортного средства (ТС) или допустимой нагрузки на ось, примерно столько же – по фактам неприменения ККТ. По сравнению с 2022 годом частота нарушений прав потребителей увеличилась на 180%, прав работников – на 83%, правил перевозки грузов и эксплуатации ТС – на 110%, безопасности дорожного движения – на 95%, пожарной безопасности – на 227%.
Занижая официальную зарплату и выдавая реальную «в конвертах» (практикуют до 90% участников рынка автомобильных грузоперевозок), работодатели сокращают страховые взносы и тем самым лишают гарантий работников. Последние, зависимые от серой зарплаты и оттого уязвимые перед руководством, вынуждены подвергаться систематическим переработкам, что отражается в учащении случаев фиксации Ространснадзором нарушений режима труда и отдыха водителей, а также в повышении показателей аварийности с участием грузовиков: по сравнению с 2022 годом количество ДТП увеличилось на 6,2% (18,7 тыс.), число погибших – на 9,9% (4,5 тыс.), раненых – на 5,1% (23,5 тыс.).
Для минимизации НДС и налога на прибыль создается фиктивный документооборот между множеством субисполнителей: грузовладелец заказывает услуги не напрямую у грузоперевозчика, а у посредника в лице экспедитора, который в свою очередь – у последующего звена в цепочке технических (не имеющих ни автопарка, ни штата сотрудников) компаний. И так далее вплоть до конкретных водителей, которые под видом индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан или просто физических лиц перевозят грузы, игнорируя нормы транспортного, трудового и налогового законодательства. В схеме могут участвовать десятки и сотни фирм, при этом сумма неуплаченных налогов – исчисляться сотнями миллионов и миллиардами рублей.
Грузовладельцы, в том числе крупные производители и продавцы потребительских товаров, сознательно или по неосмотрительности становятся пользователями серых схем, поскольку те способствуют необоснованному снижению тарифа (демпинг). Таким образом в ценовой конкуренции недобросовестные участники рынка выигрывают у добросовестных, соблюдающих обязательные требования и определяющих цену услуг с учетом объективных факторов, включая стандарты качества и безопасности обслуживания.
Обыденные для текущего рынка логистики недобросовестные практики, в том числе неприменение ККТ и сокрытие выручки, дробление бизнеса и занижение налоговых обязательств, неформальная занятость и «серая зарплата», отсутствие проверки контрагентов и контроля груза, во многом способствуют росту объема поступающей на потребительский рынок контрабандной, контрафактной и фальсифицированной продукции, а вместе с тем – реализации различных угроз безопасности.
Проблема усугубляется неурегулированностью деятельности бирж грузоперевозок и иных цифровых логистических платформ (ЦЛП), которые, с одной стороны, содействуют интенсификации экономических отношений между хозяйствующими субъектами (перевозчиками, экспедиторами, грузовладельцами). С другой – благоприятствуют процветанию нелегального оборота потребительских товаров и прочих грузов.
К настоящему времени в России насчитывается не менее 25 ЦЛП. Их оборот – более 67 млрд руб. Среднегодовой темп роста прогнозируется на уровне 32%. В стремлении увеличить аудиторию и прибыль такие платформы, особенно наиболее массовые, зачастую не оценивают добропорядочность пользователей и допускают на свои площадки любых лиц, в том числе фиктивных и имеющих противоправные цели, что требует особого внимания регуляторов.
При текущем объеме рынка автомобильных грузоперевозок предотвращение недобросовестных практик позволило бы увеличить ежегодные налоговые поступления в бюджет на 300 млрд руб. Эффект от сокращения теневого товарооборота (уменьшения доли нелегальной продукции), обеления рынка труда и снижения числа ДТП будет еще значительнее.
Участники «круглого стола» сходятся во мнении, что решению обозначенных выше проблем – в сфере как пассажирских, так и грузовых перевозок – могут и должны способствовать активно происходящие в экономике и государственном управлении процессы цифровизации. Ключевое значение в создании сбалансированных условий для формирования прозрачного и конкурентного рынка имеют действующие и разрабатываемые государственные информационные системы (ГИС).
Наиболее
перспективными ГИС в рассматриваемой сфере названы Государственная
информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД),
Федеральная государственная информационная система легковых такси (ФГИС
«Такси»), Единая федеральная система мониторинга и контроля межрегиональных
пассажирских перевозок (ЕФС МКПП), Автоматизированная информационная система
управления льготными и субсидированными перевозками (АИС УЛСП), Государственная
информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной
маркировке средствами идентификации (ГИС МТ), а также
разрабатываемая сейчас Национальная цифровая транспортно-логистическая
платформа (ЕЦП «ГосЛог»).
Участниками круглого стола в процессе обсуждения отмечены также следующие проблемы, влияющие на качество и безопасность услуг для потребителей, а также бесперебойность перевозок:
· выплата «серых» зарплат водителям, что повышает их зависимость от работодателей, вынуждает соглашаться на переработки и приводит к реализации угроз общественной безопасности;
· техническое и моральное устаревание парка автобусов в регионах;
· дублирование муниципальных и межрегиональных автобусных маршрутов нелегальными – не имеющими соответствующих разрешений (лицензий, свидетельств) – перевозчиками. Проблема обусловлена в том числе малочисленностью парка муниципального транспорта и неудобством графика его движения;
· отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации региональной правовой базы, необходимость создания которой предусмотрена вступившим с 1 сентября 2023 года в силу Федеральным законом «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…».
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации:
1) закрепить в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616) в качестве одного из лицензионных требований обязанность перевозчика (лицензиата) зарегистрировать контрольно-кассовую технику и применять ее при осуществлении расчетов с пассажирами (клиентами);
2) закрепить в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586) обязанность перевозчика обеспечить возможность оплаты перевозки путем использования национальных платежных инструментов или наличных расчетов по выбору пассажира;
3) Министерству финансов Российской Федерации, в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам развития общественного транспорта (№ Пр-1855ГС от 17.09.2023), содействовать последовательному финансированию мероприятий по обновлению пассажирских транспортных средств общего пользования в субъектах Российской Федерации;
4) поддержать концепцию проекта Федерального закона «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 595821–8);
2.Федеральной налоговой службе Российской Федерации организовать мероприятия по пресечению недобросовестных практик в сфере транспортно-логистического обслуживания, связанных с выплатой «серых» зарплат, влияющих на качество и безопасность услуг для потребителей.
3.Федеральному государственному бюджетному учреждению «Ситуационно-информационный центр Министерства транспорта Российской Федерации» (ФГБУ «СИЦ Минтранса России») включить председателя общественной организации «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) в проектный офис (рабочую и (или) экспертную группу) по разработке и реализации Национальной цифровой транспортно-логистической платформы в целях учета позиции потребительского сообщества и проводимых ОПИ исследований.
4.Владельцам агрегаторов услуг легкового такси препятствовать использованию своих площадок нелегальными перевозчиками, а также допускать выполнение заказов только теми перевозчиками и с использованием только тех транспортных средств, информация о которых содержится в Федеральной государственной информационной системе легковых такси (ФГИС «Такси»), при этом учитывать территориальную сферу действия разрешений, выдаваемых перевозчику легковым такси уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.
5.Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности направить в Государственную Думу поправки на законопроект № 595821–8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые:
а) обязывают экспедиторов, наряду с перевозчиками, уведомлять уполномоченный орган о начале осуществления деятельности, при этом устанавливают аналогичные требования к их финансовой состоятельности, профессиональной надежности и компетентности, а также запрещают экспедиторам заказывать услуги у перевозчиков, информация о которых отсутствует в реестре уведомлений;
б) определяют правовой статус бирж грузоперевозок (цифровых логистических платформ), в том числе обязывают их операторов (владельцев) систематически проверять наличие в реестре уведомлений соответствующей информации о пользователях, выступающих в качестве перевозчиков или экспедиторов, и в случае ее отсутствия исключать таким лицам допуск на биржу (цифровую логистическую платформу).