Планы и отчеты

Отчет о работе Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности за 2012 год

За отчетный период работа Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности (далее – Комитет) осуществлялась в соответствии с Планом работы, разработанным на основании планов мероприятий Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии 2012 года по следующим основным направлениям:

  • законодательная деятельность в соответствии с вопросами ведения Комитета;
  • совершенствование регламентных норм, а также иных правовых актов Совета Федерации, регулирующих вопросы организации парламентской деятельности палаты;
  • предварительное рассмотрение вопросов о составе Совета Федерации;
  • предварительное рассмотрение вопросов награждения граждан и организаций наградами Совета Федерации;
  • контроль соблюдения правовых актов по обеспечению деятельности Совета Федерации;
  • согласование стандартов финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности членов Совета Федерации;
  • представление на утверждение Совета палаты смет расходов по приему делегаций и смет расходов по подготовке и проведению мероприятий в Совете Федерации;
  • Информационно-аналитическая деятельность.

За данный период для обеспечения работы пленарных заседаний палаты было проведено 22 заседания Комитета.

Законотворческая деятельность

В соответствии с основным направлением законопроектной деятельности Комитет в период осенней сессии продолжил работу над проектом федерального закона № 101510–6 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», внесенным в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

Законопроект предусматривает введение механизма максимального привлечения избирателей к процессу формирования палаты, что позволяет существенно повысить легитимность состава Совета Федерации, авторитет каждого сенатора и палаты в целом.

Концепция законопроекта максимально учитывала предложения созданной в Совете Федерации рабочей группы под руководством Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, в работе которой Комитет принял активное участие.

Концепция законопроекта была поддержана Комитетом.

После принятия Государственной Думой законопроекта в первом чтении члены Комитета приступили к подготовке поправок.

Была предложена система поправок, направленная на урегулирование проблем, которые могли возникнуть в практическом правоприменении. Кроме того, было предложено дополнить законопроект порядком наделения полномочиями члена Совета Федерации в случае исчерпания списка из трех кандидатур, представляемых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в процессе проведения выборов. Членами комитета были разработаны переходные положения, которые позволили урегулировать ситуацию при досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации, избранного (назначенного) до 1 января 2013 года, в период до проведения очередных выборов соответствующего органа государственной власти субъекта. В этих случаях предложено наделять полномочиями члена Совета Федерации депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Кроме того, членами Совета Федерации была внесена поправка, повышающая «возрастной ценз» кандидата на должность члена Совета Федерации с 21 года до 30 лет.

Эти предложения членов Совета Федерации были учтены Государственной Думой при доработке законопроекта ко второму чтению.

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой 20 ноября и одобрен Советом Федерации 28 ноября т. г.

Одновременно был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, в соответствии с которым исключена возможность досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации по инициативе органа государственной власти региона его избравшего (назначившего).

Выполняя планы сопровождения в Совете Федерации программ законопроектной работы Государственной Думы в период 2012 года, Комитетом было обеспечено рассмотрение следующих проектов законов:

  • проект федерального закона № 565450–5 «О внесении изменения в Федеральный закон „О днях воинской славы и памятных датах России“;
  • проект федерального закона № 47244–6 „О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам“;
  • проект федерального закона № 47266–6 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам“;
  • проект федерального закона № 68702–6 „О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг“ (в части регулирования государственных и муниципальных закупок);
  • проект федерального закона № 45144–6 „О внесении изменения в статью 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ (о внесении некоторых изменений, направленных на усиление ответственности за невыполнение законных требований члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы);
  • проект федерального закона № 61834–6 „О парламентском контроле в Российской Федерации“;
  • проект федерального закона № 61844–6 „ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации“;
  • проект федерального конституционного закона № 61851–6 „О внесении изменений в статьи 12 и 36 Федерального конституционного закона „О Правительстве Российской Федерации“ (в целях обеспечения парламентского контроля в Российской Федерации);
  • проект федерального закона № 101513–6 „О внесении изменений в статью 4 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (в связи с принятием Федерального закона „О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“);
  • проект федерального закона № 73897–6 „О внесении изменений в статьи 4 и 71 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (об установлении дополнительных оснований прекращения полномочий депутата Государственной Думы);
  • проект федерального закона № 642563–5 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“;
  • проект федерального закона № 18915–6 „О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“;
  • проект федерального закона № 88831–6 „ О внесении изменений в статьи 5, 14 и 17 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (уточнение порядка предоставления информации и посещения организаций членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы);
  • проект федерального закона № 134114–6 „О внесении изменения в статью 251 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (в части изменения срока пребывания на гражданской службе);
  • проект федерального закона № 106861–6 „О внесении изменения в статью 11 Федерального закона „О днях воинской славы и памятных датах России“ (в части дополнения перечня памятных дат России датой 1 августа – День памяти русских солдат, погибших в Первой мировой войне);
  • проект федерального закона № 603450–5 „О внесении изменения в статью 39 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ (по вопросу реализации права на бесплатный проезд помощникам депутата Государственной Думы);
  • проект федерального закона № 139518–6 „О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии коррупции“ и отдельные законодательные акты РФ“ (в части расширения перечня лиц, в отношении которых установлена обязанность представлять информацию о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера);
  • проект федерального конституционного закона № 139522–6 „О внесении изменения в Федеральный конституционный закон „О Правительстве Российской Федерации“ (в части расширения перечня лиц, в отношении которых установлена обязанность представлять информацию о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера);
  • проект федерального закона № 146197–6 „О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (в части изменения предельного возраста пребывания на гражданской службе);
  • проект федерального закона № 170634–6 „О внесении изменений в статью 1 Федерального закона „О днях воинской славы и памятных датах России“ (об установлении дня воинской славы России — 30 декабря — День Победы в Отечественной войне 1812 года).

После принятия в первом чтении законопроектов № 47244–6 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», № 47266–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам“, № 68702–6 „О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг“, № 61834–6 „О парламентском контроле“, № 61844–6 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации“ в Государственную Думу были направлены конкретные поправки.

Были подготовлены заключения Комитета с рекомендацией Совету Федерации одобрить следующие принятые федеральные законы:

  • «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О днях воинской славы и памятных датах России“ и признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации „Об установлении Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах“;
  • „О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О днях воинской славы и памятных датах России“ (в части дополнения перечня дней воинской славы России датой 7 июля – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год) ;
  • „О внесении изменения в статью 40 Федерального закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“;
  • „О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам“;
  • „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам“;
  • „О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации“;
  • „О внесении изменения в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации“;
  • „О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“;
  • „О внесении изменения в статью 11 Федерального закона „О днях воинской славы и памятных датах России“ (в части дополнения перечня памятных дат России датой 1 августа – День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 – 1918 годов);
  • „О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О днях воинской славы и памятных датах России“ (установление 27 апреля – Дня российского парламентаризма).

Для реализации положений Федерального закона об учреждении Дня российского парламентаризма Комитету было дано протокольное поручение Совета Федерации подготовить с учетом предложений других комитетов палаты порядок его празднования.

Предложения поступили от всех комитетов. Они направлены на привлечение внимания граждан Российской Федерации к работе палат Федерального Собрания, призваны подчеркнуть особое значение институтов представительной демократии для динамичного и стабильного развития страны.

По поручению Председателя Совета Федерации Комитетом было подготовлено и направлено обращение председателей палат Федерального Собрания в законодательные органы государственной власти субъектов с приглашением принять участие в проведении празднования первого Дня российского парламентаризма.

Все субъекты Российской Федерации отнеслись к нему с большим вниманием и проявили большую заинтересованность, 40 регионов направили конкретные предложения.

Все предложенные мероприятия позволят заложить традиции празднования этой знаменательной даты и будут учтены при планировании дальнейшей работы палаты. 

Работа по совершенствованию Регламента Совета Федерации и парламентских процедур 

Комитет постоянно проводит анализ применения регламентных положений по результатам которого были разработаны предложения по внесению поправок в Регламент палаты. Необходимость совершенствования регламентного регулирования деятельности Совета Федерации была также продиктована изменениями законодательства в сфере государственного устройства.

За истекший период было принято три постановления палаты о внесении изменений в Регламент Совета Федерации – от 22.02.2012 г. № 38-СФ, от 28.03.2012 г. № 64-СФ, от 27.06.2012 г. № 194-СФ.

Модернизации подверглись более четверти статей «Основного закона» палаты.

К наиболее существенным поправкам следует отнести следующие:

  1. В связи с образованием в соответствии со статьей 10 закона о статусе федерального парламентария нового органа палаты — Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации, уточнен порядок ее работы.
  2. Для обеспечения более взвешенных решений и исключения формального подхода при назначении на важнейшие государственные должности был установлен 30-тидневный срок, в течение которого палата принимает постановление о назначении на должность судей. Помимо этого было предусмотрено, что при подготовке заключений комитеты вправе запрашивать дополнительные материалы на представленного кандидата на должность судьи, заместителей Генерального прокурора, приглашать его на свои заседания.
  3. Для повышения исполнительской дисциплины был урегулирован вопрос о порядке подготовки комитетами Совета Федерации и рассмотрении палатой информации о ходе реализации поручений, содержащихся в постановлениях Совета Федерации. Было предусмотрено, что ответственный комитет или должностное лицо Совета Федерации, которому поручено осуществлять контроль, представляют информацию в установленные сроки о ходе реализации постановления Совета Федерации Совету палаты. По решению Совета палаты данная информация может быть обсуждена на пленарном заседании, принята к сведению и направлена всем членам Совета Федерации в письменном виде. Совет палаты может рекомендовать рассмотреть вопрос в рамках «правительственного часа».
  4. С учетом конструктивной практики общественного обсуждения законопроекта, регулирующего новые принципы формирования Совета Федерации, регламентные положения дополнены новой статьей, в соответствии с которой наиболее актуальные и резонансные законодательные инициативы Совета Федерации будут выноситься на публичное обсуждение.
  5. Скорректированы статьи Регламента палаты в связи с вступлением в силу нового порядка формирования Совета Федерации.
    После подготовительной работы, связанной с необходимостью включения в текст действующего Регламента принятых Советом Федерации изменений и дополнений, а также проведения юридико-технических уточнений было подготовлено обновленное издание Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Одновременно был обновлен разработанный ранее краткий предметный (постатейный) указатель, который позволяет оперативно найти необходимую регламентную норму.
    Текст Регламента Совета Федерации в последней редакции размещен в сети «Интернет» и «Интранет». 

* * *

В целях реализации статьи 10 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Комитет разработал концепцию нормативного акта палаты, нашедшей свое отражение в принятом Советом Федерации постановлении, которым утверждены:

  • Комиссия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • положение о ее работе;
  • а также состав комиссии и ее председатель.

Постановление включает также три приложения, которыми регулируются предписанные законом порядок проведения проверочных мероприятий, а также порядок представления соответствующих сведений членами Совета Федерации и их размещения в средствах массовой информации. 

* * *

В соответствии с поручением Председателя Совета Федерации подготовлена новая редакции Положения о полномочных представителях, назначаемых в соответствии с частью 3 статьи 9 Регламента Совета Федерации.

Действующее с 2002 года положение было актуализировано в связи со структурными изменениями Совета Федерации – из текста были исключены постоянные комиссии. Одновременно положение было дополнено в связи с принятыми решениями об учреждении института полномочного представителя палаты по взаимодействию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и полномочного представителя в Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ.

Положение было утверждено на заседании Совета палаты. 

Вопросы формирования Совета Федерации и его конституционных органов 

В отчетный период Комитетом было рассмотрено 65 пакетов документов, поступивших от органов государственной власти субъектов Российской Федерации об избрании (назначении) членов Совета Федерации (из них 39 — на новых членов Совета Федерации), на основании которых руководству палаты представлялась справочно-аналитическая информация об их соответствии требованиям федерального законодательства.

С учетом порядка досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Комитетом рассмотрены и внесены на заседание палаты 14 проектов постановлений Совета Федерации о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федерации. Всего за отчетный период досрочно прекратили полномочия 19 членов Совета Федерации.

В рамках проводимой Комитетом работы по формированию постоянных органов палаты подготовлено 17 проектов постановлений Совета Федерации об изменениях составов комитетов. При этом ежемесячно проводится анализ состояния выполнения требований Регламента о качественном и количественном составе этих органов. В ряде случаев из‑за несоблюдения регламентных норм были подготовлены обращения к руководству Совета Федерации для принятия соответствующих решений. Как и прежде, по итогам каждого заседания Совета Федерации обновляются справочно-информационные материалы.

Комитет продолжил работу по анализу посещаемости членами Совета Федерации заседаний палаты и комитетов. Материалы по этой проблеме, представляемые Председателю Совета Федерации, рассматриваются на заседании Совета палаты, затем — в комитетах для принятия по ним конкретных мер.

Контроль соблюдения правовых актов по обеспечению деятельности Совета Федерации в 2012 году и представление на утверждение Совета палаты смет расходов по приему делегаций и смет расходов по подготовке и проведению мероприятий в Совете Федерации 

Комитет осуществлял постоянный, систематический контроль за реализацией бюджетной сметы расходов Совета Федерации в текущем году.

Скрупулезный подход членов Комитета к рассмотрению проектов смет расходов по подготовке и проведению мероприятий Совета Федерации, выездных заседаний, проводимых комитетами, зарубежных поездок делегаций палаты и приема иностранных делегаций позволил провести все запланированные мероприятия в рамках установленных стандартов.

В 2012 году Комитет продолжил осуществлять контроль за реализацией Плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации в части его финансового обеспечения, а также за соблюдением соответствия финансовых расходов на данные мероприятия утвержденным нормативам.

Итогом этой работы является отсутствие перерасхода финансовых средств по поездкам делегаций Совета Федерации.

В отчетном периоде Комитет совместно с соответствующими структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации осуществлял разработку и формирование проекта бюджета Совета Федерации на 2013 год. 

Согласование стандартов финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности членов Совета Федерации 

Для актуализации нормативных правовых актов, устанавливающих стандарты обеспечения парламентской деятельности, Комитетом были внесены изменения:

  • в положение о порядке составления и утверждения смет расходов по подготовке и проведению мероприятий в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и по приему делегаций в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • в правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации.

В отчетный период Комитет осуществлял мониторинг исполнения Распоряжения Председателя Совета Федерации «Об объеме расходов, выделяемых в 2012 году на материальное обеспечение деятельности члена Совета Федерации и его помощников в субъекте Российской Федерации».

Для совершенствования медицинского обеспечения членов Совета Федерации было проведено анкетирование, результаты которого были проанализированы на заседании соответствующего подкомитета с участием руководителей Главного медицинского управления Управления делами Президента Российской Федерации. 

Предварительное рассмотрение вопросов о награждении наградами Совета Федерации 

В отчетный период была продолжена работа по дальнейшему совершенствованию нормативных правовых актов Совета Федерации, регулирующих порядок награждения членов Совета Федерации, работников Аппарата, граждан и организаций ведомственными наградами Совета Федерации.

Были подготовлены изменения в Положение о Почетной грамоте Совета Федерации, обусловленные изменением структуры Совета Федерации. В связи с этим была увеличена ежегодная квота каждого комитета по представлению к награждению Почетной грамотой Совета Федерации с двух до пяти граждан и организаций.

Для повышения правового статуса высшей ведомственной награды – почетного знака Совета Федерации – внесены изменения в соответствующее положение: уточнен перечень заслуг, за которые осуществляется награждение и введено дополнительное условие — представляемый к награждению ранее должен быть награжден Почетной грамотой Совета Федерации.

За 2012 год были подготовлены для рассмотрения на заседании Комитета и направлены для рассмотрения на заседании Совета палаты материалы для награждения:

  • почетным знаком Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма» — 12 человек,
  • Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — 259 граждан и организаций.

В числе награжденных Почетной грамотой Совета Федерации:

  • 16 членов палаты, 7 работников Аппарата, 3 помощника членов Совета Федерации;
  • 6 руководителей, 59 депутатов и 6 работников аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 3 руководителя, 8 должностных лиц и 5 работников аппаратов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 11 глав и 5 сотрудников муниципальных образований. 

Информационно-аналитическая деятельность 

Проблемы законодательного регулирования порядка формирования Совета Федерации и статуса федерального парламентария были обсуждены на «круглом столе» по теме «Актуальные вопросы развития российского парламентаризма на современном этапе», который Комитет организовал и провел 22 марта в г. Санкт-Петербурге в Таврическом дворце совместно с комитетами палаты по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества; и по науке, образованию, культуре и информационной политике.

«Круглый стол» предварял публичную лекцию Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкина, приуроченную к 106 — й годовщине российского парламентаризма на тему «Исторические традиции и современные тенденции российского парламентаризма».

Тематика «круглого стола» привлекла внимание широкого круга участников. Наряду с членами Совета Федерации в его работе приняли участие депутаты Государственной Думы, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации из г. Москвы и Санкт-Петербурга, Республики Коми, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей; федеральных министерств и ведомств, судебных органов, научных институтов и вузов – всего более 80-ти человек.

На «круглом столе» был обсужден широкий спектр актуальных вопросов развития парламентаризма. Большое внимание было уделено совершенствованию законодательного регулирования порядка формирования Совета Федерации и правового статуса федерального парламентария.

По результатам проведения «круглого стола» Комитетом было подготовлено издание, в котором нашли свое отражение выступления участников, разработанные для данного мероприятия информационно-аналитические материалы о реализации Советом Федерации конституционных полномочий на различных этапах его формирования, а также представлена информация об особенностях законодательного регулирования всех моделей формирования палаты в историческом контексте.

В соответствии с планом работы с 27 по 28 июня 2012 года Комитетом был организован и проведен научно-практический семинар в Воронежской областной Думе.

В работе семинара приняли участие более 50 человек, в том числе пять членов Совета Федерации, депутаты Воронежской областной Думы во главе с председателем Ключниковым В.И., сотрудники аппарата Воронежской областной Думы, представители администрации Воронежской области, руководители и сотрудники Аппарата Совета Федерации.

В ходе работы выездного научно-практического семинара были обсуждены следующие вопросы:

  • порядок формирования Совета Федерации,
  • нормативно-правововое, финансово-экономическое, информационное и кадровое обеспечение парламентской деятельности;
  • место и роль финансово-экономической модели обеспечения парламентской деятельности в рамках единого правового пространства страны;
  • изучение опыта применения в Совете Федерации стандартов по обеспечению парламентской деятельности;
  • изучение влияния реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и его финансово-экономических аспектов на формирование бюджета Совета Федерации, а также обеспечение парламентской деятельности в центре и регионах;
  • оптимизация организации и функционирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • рассмотрение реформирования механизма кадрового обеспечения парламентской деятельности в системе государственной гражданской службы и определения основных направлений совершенствования кадрового обеспечения парламентской деятельности – создания парламентской службы.

Комитет в соответствии с планом работы Совета Федерации на осеннюю сессию 2012 года провел 12–14 ноября 2012 года выездное заседание в Государственном Совете — Хасэ Республики Адыгея в г. Майкопе на тему «Особенности правового регулирования статусов федерального и регионального парламентариев».

В работе выездного заседания Комитета приняли участие около 250 человек: 12 членов Совета Федерации, руководство Республики Адыгея — глава Республики — А. К. Тхакушинов, первый заместитель председателя Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея М.Д. Ашев, премьер-министра Республики Адыгея М.К. Кумпилов, а также депутаты Государственного Совета Хасэ Республики Адыгея, представители федеральных органов власти, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти Северо-Кавказского региона, научные работники и студенты Государственного Университета.

На заседании был обсужден широкий спектр вопросов, таких как гарантии деятельности парламентариев, совершенствование института неприкосновенности парламентариев, стандарты обеспечения парламентской деятельности в центре и регионах, парламентская этика.

Состоявшееся в ходе заседания конструктивное обсуждение продемонстрировало актуальность поднятых вопросов и позволило определить основные направления совершенствования правового статуса законодателя.

Большое внимание участники уделили федеральному закону о новом порядке формирования Совета Федерации на основе выборности членов палаты.

На заседании были рассмотрены также вопросы реализации механизма финансово-экономического обеспечения деятельности членов Совета Федерации.

Было предложено использовать нормативно-правовые акты (стандарты) обеспечения парламентской деятельности членов Совета Федерации в практической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с пристальным вниманием, которое российское общество уделяет в последнее время вопросам строгого соблюдения представителями депутатского корпуса этических норм, 26 ноября Комитет провел «круглый стол» на тему «О парламентской этике в Российской Федерации».

На «круглом столе» был представлен для обсуждения проект этического кодекса члена Совета Федерации, разработанный Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

В основу его концепции положены основные этические принципы и нормы поведения, которыми должны руководствоваться парламентарии, для формирования в обществе позитивного отношения к парламенту как важнейшему институту политической системы и повышению его авторитета.

В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (14 субъектов РФ), ведущие ученые в области этики и студенты МГЮА.

Представители законодательных органов субъектов Российской Федерации подробно рассказали о принятых в регионах этических правилах депутатов.

В ходе состоявшегося обмена мнениями участниками была поддержана идея разработки этического кодекса. При этом отмечалось, что кодекс должен содержать не декларативные этические нормы, которыми следует руководствоваться парламентарию при осуществлении своей профессиональной деятельности, а стать комплексным сводом правил, обязательных для неукоснительного соблюдения каждым представителем парламентского корпуса, с утвержденными мерами ответственности за несоблюдение этих правил. 

Работа Комитета с предложениями и обращениями граждан

В отчетный период было рассмотрено 50 обращений граждан, поступивших в Комитет, в том числе касающиеся вопросов соблюдения членами Совета Федерации норм парламентской этики, законодательного порядка формирования Совета Федерации, статуса его членов, по которым были направлены соответствующие разъяснения.

В соответствии с утвержденным графиком 19 декабря т. г. первым заместителем председателя комитета В.Ф. Кулаковым был проведен прием граждан, по результатам которого были рассмотрены 13 обращений по вопросам трудовых и жилищных прав граждан.